Найти в базе документов:




платная
      ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЯ
"Задать вопрос юристу"

Вы можете задать интересующий Вас вопрос нашему консультанту. В кратчайший срок Вы получите ответ по электронной почте.

                        Интернет магазин


Добро пожаловать в наш интернет-магазин договоров! Пользуясь каталогом, из множества созданных нами образцов, Вы сможете подобрать готовый договор, необходимый именно для Ваших целей.

Посмотреть презентацию
Наш адрес :
Москва, Проспект Мира, 69
Как пройти (рисунок)
Посмотреть схему проезда (карта)
тел (495) 968-71-58
E-mail: leader@lawleader.ru

ПРАВОВАЯ СПРАВКА

по вопросу налоговой ответственности в случае не совпадения юридического и фактического адресов


Вопрос: Юридический и фактический адреса организации не совпадают. Организация не встала на налоговый учет по месту фактического нахождения. Какая ответственность предусмотрена за данный вид нарушения? Есть ли различия в привлечении к ответственности: 1) если фактический и юридический адреса организации находятся в одном регионе; 2) если фактический и юридический адреса организации находятся в разных регионах.


Нормативно-правовые акты:

1.    Гражданский кодекс РФ (п. п. 2, 3 ст. 52,п. п. 2, 3 ст. 54 )

2.    Налоговый кодекс РФ (23, 83, 116,117)

3.    Уголовный кодекс РФ (ст. 171)

4.    Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 14.25)

5.    Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23.07.2008)

6.    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 29.04.2008)

7.    Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 29.04.2008).

8.     п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (с изм. и доп. от 15.07.2008)

9.     Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (с изм. и доп. от 11.05.2006

10.    п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем"

11.    Письмо Минфина России от 07.08.2006 N 03-04-09/15

12.    Письмо ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@

13.    Письмо УФНС России по г. Москве от 02.06.2005 N 19-11/39272, УМНС России по г. Москве от 19.04.2004 N 24-11/26608 и от 01.07.2004 N 24-11/43467

14.    Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2007 N Ф04-5832/2007(37548-А67-37)

15.    Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2007 N А69-2603/06-3-Ф02-2744/07

16.    Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2008 по делу N А29-3484/2007, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2008 N А33-5697/07-Ф02-9207/07 по делу N А33-5697/07 и Постановление ФАС Московского округа от 22.01.2008 N КА-А41/14323-07 по делу N А41-К2-3480/07).

17.    Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3439.



Анализ ситуации:


Термины юридический и фактический адреса были введены в оборот профессиональным сообществом, ни гражданское, ни налоговое законодательство не расшифровывает.

Исходя из Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" можно заключить, что юридический адрес - это адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Таким образом, юридическое лицо, либо его исполнительный орган должны находиться по адресу указанному в учредительных документах. Следовательно, если организация расположена по нескольким адресам, то все остальные, кроме указанного в учредительных документах, будут являться местом нахождения обособленных подразделений.

На практике нередко встречаются ситуации, когда после государственной регистрации организация переезжает в иное помещение (офис), находящееся по другому адресу. Поскольку сведения о месте нахождения организации содержатся в ее учредительных документах, изменение места ее нахождения возможно только путем внесения изменений в ее учредительные документы и их государственной регистрации.

Как только организация изменяет юридический адрес, она должна внести в учредительные документы соответствующие изменения и зарегистрировать их в налоговом органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Кроме этого в случае создание обособленных подразделений подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения подразделения.

В течение одного месяца фирма обязана зарегистрировать свои обособленные подразделения, которыми, могут быть склад, офис, цех, гараж и т.д. Но согласно Налоговому кодексу не все из вышеперечисленных подразделений подлежат регистрации. Если подразделение территориально обособлено, но находится в том же районе и отчитывается той же ИФНС, регистрировать его не нужно, а следует лишь сообщить о нем в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.

Также индивидуальные предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, не обязаны становиться на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности, если оно отличается от места их жительства (Письмо Минфина РФ от 24 января 2011 г. N 03-11-11/13).

Во всех остальных случаях перемена юридического адреса и/или создание обособленных подразделений организацией подпадает под обязательную регистрацию и постановку на учет в соответствующем налоговом органе. За неисполнение данного требования законодательством РФ предусмотрены следующие виды наказания.


Штрафные санкции согласно Налоговому кодексу РФ следующие:

- нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 10 000 руб. (ст. 116 НК РФ);

- ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размерах влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

При этом позиция налоговиков предельно ясна - наложения штрафных санкций по ст. 116 НК РФ, то есть за нарушение сроков регистрации обособленного подразделения, не избежать. Суды в этой ситуации на стороне налоговых органов.


Также согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.

Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Представление недостоверных сведений в регистрирующий (налоговый) орган не содержит умысла лица их представивших, что обусловливает меньшее административное наказание.

Таким образом, в случае если налоговый орган выявит несоответствие юридического и фактического адресов, то руководитель такой организации может быть привлечен к ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице в налоговый орган и на него будет возложен административный штраф в размере 5000 руб.

Более жесткая санкция в отношении руководителя юридического лица содержится в  п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.

Термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность руководителя юридического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. Правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо знает, осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения

То есть руководитель юридического лица еще до основной регистрации юридического лица знало о том, что предоставляемые сведения в регистрируемы орган заведомо ложные и не смотря на это осуществил регистрацию юридического лица.

Еще более суровые меры наказания за предоставление заведомо ложной информации  предусмотрены также ст. 171 Уголовного кодекса РФ (штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев; то же деяние сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового). К этой ответственности привлекается должностное лицо, руководитель юридического лица.

Несмотря на наличие в законодательстве уголовной меры ответственности, доказать предоставление заведомо ложных сведений при регистрации юридического лица довольно проблематично. В этой ситуации органам исполнительной власти установить факт отсутствия юридического лица по юридическому адресу в момент регистрации организации не представляется возможным.

Следовательно, в данном случае руководитель организации также не может быть привлечен к ответственности за представление в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные сведения. Однако мы обязаны предупредить обо всех возможных рисках в данной ситуации.

Существует довольно благонадежный вариант создания обособленного подразделения, менее чреват последствиями. Организация регистрирует обособленное подразделение по адресу фактического нахождения. Однако если обособленное подразделение имеет свой баланс и расчетный счет, а также начисляет выплаты в пользу физических лиц (работников), то оно должно быть также зарегистрировано в Фонде социального страхования, в Пенсионном фонде и в фонде обязательного медицинского страхования).


Также немаловажную роль в сфере предпринимательской деятельности играет налоговый учет, а в частности правильное заполнение счетов-фактур. Ситуация с заполнением счетов-фактур постоянно является спорной и вызывает много вопросов, например вопрос о том какой адрес указывается в графе грузоотправитель и грузополучатель.

Согласно Налоговому кодексу РФ в счете-фактуре должны быть указаны адреса покупателя и продавца. Уточнение о том, какой адрес должен быть отражен в счете-фактуре - юридический (адрес, указанный в учредительных документах организации) или фактический (адрес, по которому организация ведет хозяйственную деятельность), налоговое законодательство не содержит.

По данному вопросу существует два варианта решения.

В большинстве случаев указание юридического адреса в счете-фактуре согласуется с официальной позицией налогового ведомства. Управление Федеральной Налоговой Службы разъясняя вопрос том, какой адрес должен быть указан в счете-фактуре, считает, что адреса покупателя и продавца указываются в соответствии с их учредительными документами.

Судебная практика также в основном подтверждает, что не является нарушением указание в счете-фактуре юридического адреса, по которому организация фактически не находится. Однако имеются и отрицательные судебные решения по данному вопросу.

Что касается указания в счете-фактуре фактического адреса места нахождения организации, по данному вопросу также нет однозначного мнения. Существует и обширная судебная практика по данному вопросу, которая также имеет как положительные, так и отрицательные судебные решения в пользу налогоплательщика.

В этом случае существует вероятность, что налоговый орган откажет организации - плательщику НДС в вычете "входного" НДС или в возмещении налога.

Для выхода из этой ситуации организация может внести изменения в свои учредительные документы, чтобы адрес ее фактического местонахождения совпадал с юридическим адресом.

Во-вторых, можно зарегистрировать по месту фактического нахождения организации обособленное подразделение, встав на учет в налоговый орган.


Существует и другая ситуация появления двух адресов - первоначальная регистрация организации по так называемым адресам массовой регистрации в связи с невозможностью по каким-либо причинам указать свой фактический адрес местонахождения.

Чаще всего такая ситуация возникает в сфере малого бизнеса, когда при открытии фирмы учредитель обращается к специализированным организациям, занимающимся регистрацией создаваемых организаций за короткий период (от 5 до 7 дней).

Обычно на момент создания фирмы договор аренды офисного помещения еще не заключен, и регистраторы предлагают зарегистрировать организацию по «проверенному адресу», который впоследствии, скорее всего, оказывается адресом массовой регистрации.

Это грозит прежде всего тем, что фактически фирма не находится по юридическому адресу, указанному при регистрации в налоговом органе. А это означает, что отправленная корреспонденция на юридический адрес фирмы не будет получена адресатом вовремя или не будет получена вовсе.

Налоговые органы могут отправлять различного рода уведомления на адрес организации указанный в учредительных документах, то есть юридический адрес. Естественно, фирма его не получает и уведомление возвращается с пометкой «адресат не значится». Как уже упоминалось выше, специалисты налоговых органов используют несовпадение юридического и фактического адресов для отказа в возмещении НДС. Требования о представлении подтверждающих документов высылаются по юридическому адресу и до налогоплательщика не доходят. В итоге фирма получает отказ в вычете по налогу, производится начисление недоимки, пеней и штрафов, о которых налоговые органы также уведомляют в письменном виде в установленные сроки. Так как организация не может вовремя отследить и получить свою корреспонденцию по юридическому адресу, соответственно штрафы, пени не уплачиваются в срок, установленный налоговым органом в уведомлении. В этом случае налоговые органы могут заблокировать расчетный счет организации, задолжавшей бюджету. Причем банк «замораживает» счет сразу после получения решения налоговой инспекции о блокировке, поскольку не позднее следующего рабочего дня он должен сообщить налоговой инспекции об остатках средств налогоплательщика на заблокированных счетах.

При этом фирма узнает о «заморозке» счета по факту, поскольку копии решения налоговой инспекции налогоплательщику будут отправлены по юридическому адресу.

В этом случае у фирм два пути: уплатить налог, пени и штрафы по требованию или обратиться в суд. Обычно суды встают на сторону налогоплательщика.

На практике были случаи, когда ИФНС при выездной проверке, не обнаружив фирму по указанному в учредительных документах адресу (юридическому адресу фирмы) либо если при не однократном направлении уведомлений налоговые органы получают их обратно с пометкой «адресат не числится» или «адресат выбыл», обращалась в суд с иском о ликвидации организации. Нужно отметить, что суды такие требования не удовлетворяют, аргументируя тем, что отсутствие организации по юридическому адресу не является грубым нарушением законодательства. Фирма имеет возможность внести изменения в учредительные документы в части юридического адреса, а следовательно, устранить нарушение, в то время как в п. п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ говорится о неустранимости нарушения. Но не все фирмы хотят доводить дело до суда, так как это отнимает много полезного времени.

Однако не стоит забывать и еще об одном факте. Согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) выездная проверка может быть вызвана неоднократным снятием с учета и постановкой на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). Поэтому частая смена адреса организации, во-первых, довольно трудоемка и отнимет значительное количество времени, а также может повлечь занесение организации в «черный список» фирм однодневок в налоговой инспекции.


Выводы и рекомендации:

Исходя из всего вышесказанного, наиболее оптимальным вариантом в данном случае будет, внести изменения в учредительные документы юридического лица о факте изменения адреса организации, либо зарегистрировать в установленном порядке обособленное подразделение.

Однако если организация выберет иной вариант выхода данной ситуации, необходимо заключить договор о перенаправлении всей корреспонденции на фактический адрес организации, дабы иметь возможность отслеживания почты, приходящей по юридическому адресу.

Юридические услуги, Харлан и партнеры - юридические услуги.

Copyright ООО "Лидер", 2008-2017 ©. Все права защищены.
129110, Москва, Проспект Мира, 69
Тел.: (495) 968-71-58, E-mail.: leader@lawleader.ru
Просмотров: 6410700

Разработка help-pro